Урок 3-1. Как быстро и дешево привезти контейнер с товаром из Китая

Добрый день, я Александр Дегтярев, управляющий таможенно-логистической компании «ВЭД Агент».

Более 15 лет я занимаюсь международной логистикой.

Расскажу о том, как сейчас перестраиваются логистические цепочки и как быстро и дешево привезти контейнер с товаром из Китая, какие есть особенности поставки в текущих условиях.

Проиграть видео

Контейнерные перевозки

⚠️ Проблемы: уход международных компаний, увеличение сроков доставки, повышение цен.

Из-за санкций самые крупные западные и азиатские контейнерные компании приостановили импортные и экспортные перевозки.

В частности, речь о СМА CGM, Maersk, MSC, НММ и Yang Ming – эти компании обеспечивали почти 60 процентов контейнерных перевозок в России.

Грузы в Санкт-Петербург теперь можно возить только с помощью китайской компании COSCO – она осталась на этом направлении, но цены выросли.

Кроме того, есть особенность этого пути: суда, которые идут в порты Санкт-Петербурга и Калининграда, проходят через Роттердам и Гамбург – там их досматривают на предмет подсанкционности. Это приводит к задержкам и дополнительным расходам.

В результате контейнерным компаниям, которые не присоединились к санкциям, становится невыгодно возить российские грузы.

✅ Решения: заменить морскую доставку железнодорожной, привезти груз через Дальний Восток и Новороссийск.

Грузы из Китая лучше переориентировать с моря на железную дорогу – сейчас это лучший вариант по соотношению цены и скорости доставки.

Например, груз из Китая до Москвы или Санкт-Петербурга в апреле мог дойти поездом за 18–20 дней и обойтись в 8 тыс. долл.

Цена сопоставима с доставкой по морю в порты Дальнего Востока, причем оттуда товар еще надо везти поездом или фурой.

При морской доставке увеличится и срок – до 25–30 дней.

Решение о смене маршрута доставки из Китая может существенно повлиять на эффективность логистики вашего бизнеса. Железнодорожная доставка стала более конкурентоспособной в сравнении с морской благодаря сокращению времени в пути и более предсказуемым срокам доставки.

Большинство китайских ж/д станций не принимают к перевозке опасные грузы и грузы с батарейками. Лимит по весу одного грузового места – полторы тонны, но на некоторых станциях лимит составляет всего 500 кг – заранее уточните этот момент. Для морских перевозок ограничений гораздо меньше.

Если возите грузы из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, целесообразнее по морю привезти товар во Владивосток, а дальше отправить по ж/д.

Однако имейте в виду, что морские перевозки на Дальний Восток дорожают из-за повышенного спроса.

Другой вариант – дешевле довезти морем до порта в Новороссийске: это путь сейчас тестирует российская компания FESCO.

Автоперевозки

⚠️ Проблемы: ковидные ограничения в Китае, запрет перевозок в Европе.

На китайском направлении сохраняются ковидные ограничения, из-за них пропускная способность погранпереходов снизилась в пять раз и более.

Например, на погранпереходе Маньчжурия-Забайкальск объем пропускаемых фур вместо 700 фур в день пропускают по 100–150.

У других погранпереходов Дальнего Востока пропускная способность еще ниже: пункты Краскино, Пограничный и Покровка пропускают до 50 машин в день.

На европейском направлении ситуация хуже: с 9 апреля запрещена работа грузоперевозчиков с российскими и белорусскими номерами.

Если же европейский поставщик отправит товар на фуре с номером другой страны, перед выездом из Европы фуру направят на склад временного хранения. Это нужно, чтобы убедиться, что юридическое лицо, получатель груза и сам груз не входят в санкционные списки.

Транзит из Европы через Беларусь остановлен: с 16 апреля страна закрыла въезд фур из Евросоюза.

✅ Решения: возить из Китая морем или по ж/д, из Европы – перевозчиками других стран.

Китайское автонаправление сейчас – долгий и рискованный вариант, поэтому лучше везти напрямую поездом либо морем до Владивостока, а оттуда поездом. Это более предсказуемо.

На европейском направлении для несанкционных товаров можно использовать европейских, армянских, казахстанских автоперевозчиков.

Крупных автоперевозчиков на европейском направлении сейчас нет, а небольшие компании можно найти, например, на бирже грузоперевозок.

Исходя из современных условий, многие компании рассматривают альтернативные маршруты и варианты доставки, чтобы оптимизировать свои логистические операции. Выбор между доставкой по морю и железнодорожной перевозкой из Китая зависит от множества факторов, включая вид и объем вашего груза, бюджет, сроки и требования к логистике.

Для санкционных товаров придется использовать транзит через третьи страны – расскажу об этом и о том как растаможить, подробнее в следующей статье.

Авиасообщение

⚠️ Проблемы: отсутствие прямого авиасообщения с Европой, повышение цен, трудности с доставкой образцов

Из-за взаимных ограничений на полеты прямое авиасообщение между Россией и Европой прекратилось.

Кроме того, страховые компании теперь не покрывают перелеты над Россией: из-за этого число полетов сократилось, это стало не дешево – цены выросли на 30–40 процентов.

Остро встал вопрос доставки образцов в Россию: многие компании, которые занимались экспресс-доставкой, ограничили или остановили работу. Это, например, DHL, UPS, FEDEX и пр.

✅ Решение: отправлять товары через транзитные страны либо другими перевозчиками.

Сейчас активно развивается авиасообщение через такие транзитные страны, как ОАЭ, Турция и Китай. В частности, через Китай можно отправлять авиагрузы из Кореи и Японии, через Турцию и ОАЭ – грузы из США и Европы.

Этот тренд открывает новые возможности для глобальной логистики и международных перевозок. 

Подробнее об использовании транзитных стран поговорим в следующей статье.

27 мая 2022 года стало известно, что Китай запретил приземляться самолетам Boeing и Airbus российских авиакомпаний. В связи с этим, например, российская чартерная авиакомпания IFly отменила букинги и авианакладные, запланированные к перевозке.

Временно это создаст дополнительный дефицит авиаемкостей, но отмененные накладные уже сейчас ставит в очередь перевозчик «Авиастар-Ту»: ее флот состоит из российских самолетов Ту и АН.

Китайские авиакомпании также могут увеличить количество рейсов. Эти решения будут достаточно быстрыми – думаю, к концу июня объем авиаперевозок восстановят.

Образцы и мелкие партии из Китая можно отправлять с помощью операторов экспресс-доставки: например, SF Express и EMS.

Из Европы и США отправить что-то мелкое почтовыми операторами почти невозможно, хотя де-юре для почтовых сообщений ограничений нет.

Поэтому по всем направлениям можно отправлять мелкие партии грузов с помощью агентов авиакомпаний или просто экспедиторов. Это дороже и дольше, чем было раньше, но возможно.

Если доставляете товар через экспресс-операторов, попросите оформить такую отправку своих поставщиков. Если оформить доставку из страны отправления, цена будет ниже, чем если оформить из страны назначения.

О том, как учесть решение каждой из проблем перевозки товара и обезопасить себя, читайте в сводной таблице.

Как учесть решения проблем с перевозками
РешениеКак учесть
Морем возить товары через Дальний Восток и НовороссийскИзбегать портов Европы: там товар отправят на досмотр, и вы потеряете время
Из Европы возить европейскими, армянскими, казахстанскими фурамиИскать небольшие зарубежные компании на биржах грузоперевозок
Из Китая возить по ж/д, в крайнем случае – моремОтказываться от доставки фурой, даже если этот вариант кажется быстрее: на таможне фура застрянет в очереди
Авиадоставкой отправлять товары через транзитные страныОтправлять авиагрузы из Кореи и Японии через Китай, грузы из США и Европы – через Турцию и ОАЭ
Отправлять образцы операторами экспресс-доставкиИспользовать компании SF Express и EMS

В следующей статье разберем два способа, которые помогут обойти ограничения: использование транзитных стран и реэкспорт.

Прогресс изучения Курс-4
75%
Прогресс изучения Блок-3
50%
Услуги доставки на бирже
Информация