Урок 2-1. Таможенное оформление грузов из Китая в Россию

Важный этап белой доставки, который кардинально отличает ее от карго, – это таможенное оформление из Китая (растаможка). Груз из КНР проходит российскую границу (это важно!), поэтому процесс очистки ведется строго по правилам. Если в документах будут ошибки, товар не пропустят через границу. Это не только длительный простой и дополнительные расходы, но и риск вовсе его потерять. Именно поэтому выбирать помощника по доставке в белую нужно еще пристальнее, чем для карго перевозки.

Переходим к теме таможни и импорта.

Тема этой статьи: таможенное оформление грузов из Китая, какие документы вам понадобятся и сколько это стоит.

Чтобы ввозить в Россию товары из других стран, вам понадобится стать участником ВЭД (Внешнеэкономической деятельности) или найти брокера – кто является участником ВЭД, для которого доставка из Китая – это основной вид деятельности.

В следующем уроке Импорт товаров из Китая в Россию поговорим про платежи и тарифы при растаможке товара: таможенной пошлине и НДС.

Проиграть видео

Схемы белого ввоза

Существуют 2 варианта, как возить товары в белую:

Схема ввозаПлюсыМинусыКогда подходит
Под свой контракт (прямой)Не нужно платить процент от сделки посредникуПридется всё делать самостоятельно:

заключать контракт с китайским поставщиком;

открывать валютный счет в юанях;

переводить деньги поставщику;

оформлять паспорт сделки;

собирать документы для постановки на таможенный учет;

предоставлять дополнительные сведения для налоговой;

брать на себя все риски по сделке.
Если вы закупаете по несколько целых контейнеров в месяц от разных поставщиков, то есть смысл нанять в штат сотрудника, который будет заниматься ввозом.
Под контракт компании по ВЭД с Китаем/Посредника/ брокераПроще — не надо заморачиваться с нюансами растаможки.

Дешевле — за счет своего опыта, контактов на рынке контейнерных перевозок и в целом ВЭД с Китаем, нормальная компания всё сделает за вас и поможет сэкономить.
Помощник возьмет процент от сделки.Во всех остальных случаях.

В основном, по договору транспортная компания обязуется закупить продукцию у определенного поставщика, привезти ее в Россию, заняться таможенным оформлением и передать вам. Вместе с грузом отдает вам пакет документов и номер ДТ (декларации на товары). В ней как импортер указан брокер, но отмечен ваш груз и его реальная стоимость. Это подтверждение того, что он легально пересек границу.

Общие рекомендации

Чтобы возить товары из Китая в белую, нужен поставщик, который работает на экспорт. Он предоставит экспортные документы и инвойс для перевода денег официально с валютного счета.

Такие поставщики есть на Алибабе. А вот на 1688 — редко, так как площадка не рассчитана на экспорт. Но значит ли это, что закупаться на 1688 в белую нельзя?

Нет. Например, у нас есть наработанная за годы схема — выкупаем товар и везем в белую, даже если поставщик не предоставляет документы на экспорт.

Следующая группа документов от поставщика:

  • Обязательно:

– MSDS — паспорт безопасности продукции;
– 运输鉴定证书 – транспортное свидетельство.

  • Могут потребоваться:

– 非危保函— гарантийное письмо безопасно-
сти товара;

– 商检— товарная экспертиза;

– 电池的鉴定证书— свидетельство (например, на аккумуляторные батареи).

На документ 商检 (товарная экспертиза) обратите
особое внимание. Раньше он не требовался, а сейчас
без него в белую не отправить: батареи, косметику,
порошки, аккумуляторы, жидкости.

Последний документ (电池的鉴定证书) потребуется, только если везете товары с аккумуляторными бата-
реями.

Важно. Бывает, что у поставщика нет этих документов, но он может их сделать. Или помогает выйти
на компанию, которая занимается оформлением таких документов за определенную плату. Главное — выяснить это до выкупа.

Три способа растаможивания товаров

Ввоз товаров из Китая, таможенные правила:

  1. Если вы хотите самостоятельно заниматься таможенным оформлением, зарегистрируйтесь как участник ВЭД. Далее вы напрямую заключите договор с китайской компанией. Для транспортировки обратитесь в международную компанию, например: «Ксенокор», «Коско», «ЗИМ», «Китайские морские линии». Подготовите документы для таможни, подадите декларацию и выпуститесь.
  2. Если не хотите разбираться в таможенном законодательстве, обратитесь к брокеру. Заключите с ним агентский договор, он подаст декларацию по вашим документам и ввезет ваш товар. Стоимость декларации варьируется от 15 до 25 тыс. руб., в зависимости от места, где будет подаваться декларация, и аппетитов брокера.
  3. Альтернативный вариант – ВЭБ аутсорсинг. Находите компанию-аутсорсера в России, заключаете с ней договор на поставку, далее компания заключает международный контракт с фабрикой и расплачивается с ней.
Мнение эксперта
Антон Лепихов
Коммерческий директор компании ТД CHIN-RU
Задать вопрос

На первом этапе я рекомендую обратиться к таможенному представителю.

У нас сложное законодательство, поэтому легко ошибиться в документах. В лучшем случае вы простоите на таможне, в худшем – вас оштрафуют, а товар подлежит конфискации за недостоверное декларирование.

Как проверить, что аутсорсер работает законно

Чтобы не было проблем с налоговой, убедитесь, что ваш аутсорсер работает законно.

  • Посмотрите, сколько лет компания существует.

У меня мало доверия к компаниям или ИП, которые работают год. Если компания живет 5–10 лет, значит, с ней можно работать.

  • Проверьте объем уплаты НДС. 

Запросите декларацию по НДС за последний период. Если компания белая, у нее значительный объем уплаты платежей.

Еще посмотрите в «СБиСе» оборот компании за год, из этой суммы вы поймете, какой объем уплачиваемого НДС должен быть. Если сумма намного расходится с той, которую вы увидели в декларации по НДС, поищите другую компанию.

Еще для проверки вы можете попросить копию ГТД. Нормальному аутсорсу нечего скрывать, он представит документы.

  • Запросите рекомендации и отзывы. 

«А есть ли у вас клиенты? Дайте контакты, мы хотим пообщаться».

Вряд ли аутсорсер предоставит контакты вашего прямого конкурента.

Если вы занимаетесь производством обуви и попросите контакты обувной компании, скорее всего вам их не дадут. Но из другого сегмента, например производство станков, предоставят.

Кто такие брокеры, и зачем они нужны

Таможенное оформление груза выполняет не посредник и не перевозчик, а таможенный брокер. Но тогда справедливо возникает вопрос: зачем обращаться к посреднику (или компании по ВЭД с Китаем), если можно сделать цепочку короче и сразу везти товары из Китая в белую через брокера?

Давайте смотреть на примере обычного брокера и условной надежной и опытной транспортной компании:

Фактор сравненияОбычный брокерТранспортная компания
Время расчетаДелает расчет долго, 7-14 дней1-2 дня на предварительный расчет, 1-5 дней — на финальный
Документы для оформленияПопросит пакинг-лист, инвойс, документы на экспорт. На 1688 получить их практически нереально.Попросит только данные по грузу: вес, объем, характеристики товара.

Умеет возить в белую даже от поставщиков, которые не могут предоставить эти документы (как большинство продавцов на 1688). Поэтому перейти с карго на белую можно, не меняя поставщика.
Пошлина, сертификация, НДСПовезет по полной инвойсовой стоимости, с нее придется платить и все налоги.Помогает сэкономить на таможенном оформлении.
Задержка контейнера на границеСобирает контейнер из грузов 4-7 клиентов. Высока вероятность, что у одного из них будет неправильно промаркирован товар. Если таможня найдет ошибку — остановит груз на несколько недель.Сама выкупает товар у поставщиков, делает правильные документы и маркировку. Груз клиентов везет в контейнерах с товаром для своих проектов. Поэтому риск задержки на таможне минимален.
Организация закупокНе сможет всё сделать под ключ. Придется обращаться в специализированные компании, многое брать на себя. Особенно, если комбинируете белый ввоз и карго.Берет на себя ВЭД с Китаем под ключ: поиск поставщика, оплату, гарантии, растаможку и доставку. Заинтересована в росте вашего бизнеса = в долгосрочном сотрудничестве.

Какие документы понадобятся при растаможке

Декларирование грузов из Китая — это таможенная декларация на соответствие товара качеству и безопасности. Она нужна только для тех грузов, которые подлежат таможенной процедуре и в случаях, предусмотренных законодательством. Ее проверяют на границе, чтобы разрешить или запретить продукцию для потребления внутри страны. Заявление подает декларант. В нем указывают данные о товарах, способах их перемещения, о применяемой таможенной процедуре, платежах. Эти сведения позволяют переместить продукцию через государственную границу на законном основании.

Процедура включает несколько этапов.

  • Предоставление таможенникам пакета документов для перемещения через госграницу.

  • Оплата платежей, которые рассчитываются на основе договора, транспортировки и стоимости самого отправления.

  • Операция контроля и административные действия, необходимые для соблюдения регламента таможенного закона.

Для растаможки необходимы следующие документы.

  • Инвойс и упаковочный лист. Они предоставляются на каждую партию товара с наименованием, параметрами, весом груза, стоимостью продукции.

  • Внешнеторговый контракт. Отражает коммерческие условия поставки, сроки, оплату.

  • Коносамент. Это данные по грузу, транспорту, номер контейнера, точка выгрузки. Они должны совпадать с информацией из упаковочного листа.

  • Код ТН ВЭД. Таможенный номер присваивается на все типы товаров. Важно правильно его подобрать, чтобы на таможне «не развернули» груз или не присвоили другой.

Сейчас подробнее о каждом документе:

  • Внешнеторговый контракт.

Проверьте, что в договоре стоит номер и дата, пропишите условия поставки, порядок оплаты, валюту расчетов, информацию о поставляемых товарах, общую сумму сделки и срок действия.

  • Инвойс и упаковочный лист.

На каждую партию фабрика должна выдавать инвойс и упаковочный лист. В упаковочном листе должно быть: фото продукции, наименование, состав, размеры, количество товара и коробок, вес нетто и брутто, объем, цена за единицу и итоговая, фото упаковки.

Пример упаковочного листа на картинке ниже.

  • Таможенный номер – код ТН ВЭД.

Для таможенной службы будет удобнее, если вы укажете этот код. Он присваивается каждому виду товаров, которые подлежат таможенной очистке, в зависимости от типа, под который подходит по описанию.

К примеру, у деревянной мебели один код, а у металлической – другой.

Подробно описывайте товары, чтобы брокер по описанию правильно подобрал код товара. Например: не автомат для производства продукции, а материал такой, работает при такой температуре, не подходит для пищевых продуктов.

  • Коносамент.

Документ о транспортировке с данными груза, который вы хотите привезти и растаможить: вес товара, название и номер судна, номер контейнера, куда он идет и как. Документ выдает логистическая компания, с ним вы будете получать груз.

Укажите в коносаменте конечное место, откуда вам удобнее забирать товар после доставки и растаможки. Если вы случайно напишете не тот город, контейнер придется перегружать, и такое иногда происходит.

Данные в коносаменте, упаковочном листе и инвойсе должны совпадать: информация об отправителе, получателе, вес, количество штук и мест. Если вы подтвердите коносамент, а потом заметите ошибку и захотите исправить, это будет платно. Правка коносамента стоит 300–500 юаней.

Сделайте электронную версию коносамента, чтобы посторонние лица не могли получить ваши данные. Приведу пример ниже.

Пример

Наш груз ушел из Китая, мы попросили логистическую компанию отправить оригинал коносамента заказчику. Документ затерялся, и нас шантажировали, что контейнер могут получить посторонние лица.

Поэтому лучше делать электронный коносамент – телекс-релиз. Это более безопасно: номер телекс-релиза только у вас, к нему не получит доступ транспортная компания, перевозящая документы.

  • Декларация о соответствии. 

Этот документ нужен не для всех товаров. Стоимость каждой декларации нужно уточнять в органах, выдающих сертификаты.

Процедура таможенного оформления

В порту ВМТП контейнеры выгружаются с корабля в порядке очереди. И грузы проходят растаможивание:

  1. Таможенный представитель (брокер) регистрирует декларацию на товары (ДТ). Здесь — сведения о его отправителе, перевозчике, получателе.

  2. Проверяют предоставленную документацию: смотрят технический паспорт, сверяют данные по весу нетто и брутто, изучают соответствие кода ТН ВЭД.

  3. Проверяют, правильно ли уплачены таможенные платежи.

  4. Валютный контроль.

  5. Дополнительные проверки, если на предыдущих этапах возникли сомнения: досмотр груза, ревизия, запрос дополнительных документов и пр.

  6. Процедура растаможки завершается, импортеру выдают документы на перемещение груза через границу.

По правилам таможенная очистка проводится в течение одного рабочего дня после регистрации ДТ. Но ничего им не мешает этот срок продлить. Особенно, если есть сомнения в достоверности информации.

Все документы, которые мы обсудили выше, вы отдаете таможне; далее ваш груз оформляют и выпускают.

В среднем на выпуск и растаможивание не проблемного груза уходит 1–2 дня.

Если контейнер проходит досмотр, его могут задержать на 2–3 дня, за это государство возьмет с вас дополнительную плату. Груз может стоять на таможне максимум 5 дней.

Чтобы к вам не было никаких вопросов на таможне, правильно оформляйте упаковочный лист и инвойс. Указывайте верный вес по каждой позиции и общий, материал изготовления. На досмотре на все это обращают внимание.

Если ваш контейнер досматривают, но вы все правильно оформили и официально задекларировали, не беспокойтесь.

Мнение эксперта
Олег Баранов
Сооснователь международной компании Chinese Technologies Автор книги «Миллион на Китае без вложений»
Задать вопрос

Если рисков нет, таможня дает разрешение на ввоз груза в Россию и со спецсчета автоматически списываются таможенные платежи.

Таможенные платежи: пошлина, НДС и сбор. Для них нужно заранее открыть спецсчет и положить туда деньги.
Если документы оформляет компания-посредник – они откроют счет сами, если вы – то вы должны его открыть.

Когда таможня разрешает ввезти груз в страну, считается, что товар прошел процесс растаможки.

Далее вам выдают уникальный номер ГТД. Государственная таможенная декларация (ГТД) – это документ, в котором указано, что такого-то числа на таком-то таможенном посту такой-то товар в объеме таком-то прошел официальную таможенную очистку. Этот товар можно использовать в коммерческих целях: продавать, дарить, использовать в производстве и т. д.

После таможенной очистки груз попадает на склад, с вами созваниваются и договариваются, в какое место привести ваш контейнер.

Если груз вещей мелкий, например, во всем контейнере занимает два-три куба, вам тоже позвонят и сообщат, в какое время и куда подходить.

Почему груз может попасть на досмотр

Досмотр груза на таможне — это его полная проверка. Таможенники снимают пломбы, вскрывают упаковку вплоть до заводской, проводят осмотр товаров, сверяют с данными в документах. Всё это — дополнительное время и деньги. Есть несколько причин, почему контейнер может попасть на таможенный досмотр.

  1. Рандомная выборка. Контейнеры отбирают для проверки случайной выборкой.

  2. Заниженная стоимость по проходным. У таможни есть такое понятие как СС — статистическая стоимость (она же — ставка риска или проходная). Это средняя величина цены товара при импорте. Если ее указать ниже статистической — будет досмотр.

  3. Код ТН ВЭД подобран неверно или таможня сомневается в его соответствии. Здесь досмотра помогут избежать доказательства на бумаге в виде этикеток, тех. документации.

  4. Расхождение в весе брутто и нетто. Слишком большая или слишком маленькая разница. Например, 1 табуретка в коробке: вес нетто — 2 кг, вес брутто — 4 кг. Но коробка не может весить 2 кг, максимум — 500 гр.

  5. Расхождения в отгрузочной документации. Например, нет тех. паспорта на товар — таможня досматривает, чтобы посмотреть характеристики.

  6. Рисковый товар. На таможне есть пул рисковых товаров, в которых часто есть нарушения: провозят запрещенные грузы и пр. Например, виноград из Турции — всегда досмотр.

  7. Опасные грузы и под особым контролем. Аккумуляторы, жидкости, порошки и пр. У нас такие товары едут в отдельных контейнерах и только после согласования с перевозчиком.

Растаможивание сборных грузов

Перевозка сборных грузов из Китая – одно из популярных направлений в логистике. Благодаря тому, что тарифы на подобные услуги ниже, чем при оформлении доставки полноценной партии. Это объясняется тем, что на некоторые товары пошлины не распространяются из-за их минимальной массы или небольшого объема.

В состав сборных партий могут попасть совершенно разные товары: мебель, строительные материалы, металл, предметы интерьера, текстиль, одежда и обувь, оборудование, техника и многое другое.

В процессе растаможивания сборной партии иногда могут возникать задержки. Некоторые отправители указывают неточные данные о грузе, неполную информацию о партии, наименовании или совершают другие ошибки. В результате из-за одного груза на приграничном посту может задержаться весь контейнер. Поэтому важно полагаться на проверенных транспортников, которые обеспечат гарантию правильности оформления документов и отсутствие задержек на таможне.

Обратите внимание!
Чтобы узнать, сколько стоит растаможка любого груза – от трактора, телевизора до паллета стирального порошка или другого отправления, вы всегда можете воспользоваться помощью специалистов у компании-посредника. Некоторые фирмы предлагают сделать это онлайн, используя интерактивный калькулятор. В первом случае цена будет несколько точнее, потому что специалист будет учитывать персональные особенности товара и самой перевозки.

Стоимость растаможки

Чтобы рассчитать стоимость растаможки, нужно понимать простую схему. Платежи разделяются на три составляющие.

  • Таможенный сбор. Небольшая сумма за сам факт подачи декларации. Зависит от декларированной стоимости товара и составляет от 775 до 30 000 рублей.

  • Таможенная пошлина. Обязательный платеж, который оплачивается при провозе товара через границу. Размер — от 0% до 42% от таможенной стоимости партии.

  • НДС. Также рассчитывается как процент от заявленной на таможне стоимости:

– 0% — для редких категорий товаров;

– 10% — в основном применяется для медицины и детских товаров;

– 20% — для всех остальных товаров.

Товар из Китая без таможни

Доставка товаров из Китая без таможенного оформления может вызвать серьезные проблемы, поэтому важно всегда соблюдать необходимые процедуры и правила для законной пересылки грузов из Китая в другие страны.

Корректное таможенное оформление играет важную роль в международной логистике. Это позволяет избежать непредвиденных задержек, штрафов и проблем с транспортировкой товаров. Если вы рассматриваете вариант доставки товаров без таможенного оформления, то стоит помнить, что это может повлечь за собой юридические последствия.

Многие компании специализируются на таможенных услугах и предоставляют профессиональное сопровождение процесса таможенной очистки. Это помогает ускорить и облегчить импорт и экспорт товаров, соблюдая все необходимые правила и нормы. Это поможет избежать неприятных сюрпризов и обеспечить гладкий ход ваших поставок.

В следующей статье вы подробнее узнаете про таможенные платежи при импорте в Россию.

Прогресс изучения Курс-4
37.5%
Прогресс изучения Блок-2
33%
Услуги доставки на бирже
Информация
Заказчикам