Урок 1-1. Логистика товара из Китая: как привезти груз в Россию

Добрый день!

Меня зовут Андрей Захарченко, я генеральный директор логистической компании Standard Trade.

Расскажу про логистику из Китая в Россию: как сейчас перестраиваются логистические цепочки, какие виды перевозок бывают, какие у них преимущества и недостатки и что надо учитывать.

В этом уроке вы также узнаете, как правильно привезти товары из Китая в Россию с, и без таможенного оформления, какие есть особенности поставки товара в текущих условиях.

Мы собрали основные методы: 8 правил и 8 антиправил организации логистики при вывозе груза самостоятельно, каждый из которых отмечен в текстах уроков соответствующим значком: правила зеленой галочкой, а антиправила красным знаком стоп.

Проиграть видео

Из Китая можно доставить четырьмя основными типами перевозок:

  • морские: мультимодальные;
  • железнодорожные;
  • автомобильные;
  • авиационные.

Начнем с мультимодальных перевозок – сейчас это самый распространенный тип.

Морские: мультимодальные перевозки

При мультимодальной перевозке товар в Китае грузят на корабль, доставляют до российского порта, а дальше везут по железной дороге.

Как правило, доставка контейнеров из Китая в Россию происходит через российский порт Владивосток, затем по железной дороге – Транссибирской магистрали.

Доставка морем из Китая в Россию, почти всегда комбинируется с другими способами перевозки.

Если доставляете товар в город, отдаленный от Транссибирской магистрали, в логистическую цепочку лучше добавить автоперевозку. В этом случае вы сгружаете товар с поезда в ближайшем к вам городе Транссибирской магистрали и довозите до склада фурой.

Например, доставить из Владивостока в Москву на поезде, а оттуда в Брянск фурой будет дешевле, чем везти по прямому маршруту Владивосток – Брянск.

⚠️ Проблемы: уход международных компаний, увеличение сроков доставки, повышение цен.

Из-за санкций самые крупные западные и азиатские контейнерные компании приостановили импортные и экспортные перевозки.

В частности, речь о СМА CGM, Maersk, MSC, НММ и Yang Ming – эти компании обеспечивали почти 60 процентов контейнерных перевозок в России.

Грузы в Санкт-Петербург теперь можно возить только с помощью китайской компании COSCO – она осталась на этом направлении, но цены выросли.

Кроме того, есть особенность этого пути: суда, которые идут в порты Санкт-Петербурга и Калининграда, проходят через Роттердам и Гамбург – там их досматривают на предмет подсанкционности. Это приводит к задержкам и дополнительным расходам.

В результате контейнерным компаниям, которые не присоединились к санкциям, становится невыгодно возить российские грузы.

✅ Решения: заменить морскую доставку железнодорожной, привезти груз через Дальний Восток и Новороссийск.

Грузы из Китая лучше переориентировать с моря на железную дорогу – сейчас это лучший вариант по соотношению цены и скорости доставки.

Например, груз из Китая до Москвы или Санкт-Петербурга в апреле мог дойти поездом за 18–20 дней и обойтись в 8 тыс. долл.

Цена сопоставима с доставкой по морю в порты Дальнего Востока, причем оттуда товар еще надо везти поездом или фурой.

При морской доставке увеличится и срок – до 25–30 дней.

Решение о смене маршрута доставки из Китая может существенно повлиять на эффективность логистики вашего бизнеса. Железнодорожная доставка стала более конкурентоспособной в сравнении с морской благодаря сокращению времени в пути и более предсказуемым срокам доставки.

Большинство китайских ж/д станций не принимают к перевозке опасные грузы и грузы с батарейками. Лимит по весу одного грузового места – полторы тонны, но на некоторых станциях лимит составляет всего 500 кг – заранее уточните этот момент. Для морских перевозок ограничений гораздо меньше.

Сейчас мультимодальные перевозки подорожали.

Например, привезти из Китая в Москву 20-футовый контейнер обойдется в 11 тыс. долл., 40-футовый – 14 тыс. долл. Причем это суммы по условиям FOB (Free on Board – «бесплатно до борта»), когда китайский производитель сам оплачивает доставку в порт и погрузку на борт.

Если же платите вы, цена будет еще выше.

Увеличились и сроки поставок в европейскую часть России: с 35 дней до 45–50 дней. До Владивостока же груз доходит достаточно быстро – примерно за неделю.

Если возите грузы из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, целесообразнее по морю привезти товар во Владивосток, а дальше отправить по ж/д.

Однако имейте в виду, что морские перевозки на Дальний Восток дорожают из-за повышенного спроса.

Другой вариант – дешевле довезти морем до порта в Новороссийске: это путь сейчас тестирует российская компания FESCO.

Мнение эксперта
Олег Баранов
Сооснователь международной компании Chinese Technologies Автор книги «Миллион на Китае без вложений»
Задать вопрос

Что означают аббревиатуры грузоперевозок в инвойсе производителя

EXW (Ex Works – «с завода») – самый популярный вариант грузоперевозок из перечня Инкотермс (Incoterms, International commercial terms – словарь международных терминов грузоперевозок).
EXW подразумевает самовывоз со склада продавца товара, который не прошел таможенное оформление.
FCA (Free Carrier – «свободный перевозчик») – вариант, при котором продавец проводит таможенное оформление товара и доставляет его до оговоренной точки. Например, до склада вашего агентства в Китае или китайского автовокзала.
FOB (Free on Board – «бесплатно до борта») – доставка до пункта отправления: морского порта, ж/д вокзала и пр. В стоимость входит также и погрузка на борт. То есть производитель будет считать, что выполнил условия договора, когда товар окажется на борту корабля или в вагоне поезда. Китайские производители заинтересованы оформлять FOB, так как в этом случае государство возвращает им НДС.

⛔️  Везти товар железной дорогой напрямую до пункта назначения.

✅  Везти товар до ближайшего к вам города Транссибирской магистрали, а оттуда – фурой.

Железнодорожные перевозки

Груз из Китая можно отправить поездом напрямую, минуя доставку по морю.

В этом случае товар загружают на одной из станций Китая и отправляют до погранперехода – как правило, это «Маньчжурия – Забайкальск». На границе переносят на российские поезда и отправляют по Транссибирской магистрали.

Железнодорожные перевозки из Китая быстрее и дешевле морских.

Например, перевозка 40-футового контейнера обойдется в 9 тыс. долл. вместо 14 тыс. долл.

Срок доставки – примерно на 10 дней быстрее, чем по морю, то есть 35–40 дней вместо 45–50 дней.

Мнение эксперта
Галина Лытова
Владелица ГК Future Maker Limited
Задать вопрос

Можно ли доставить быстрее

Некоторые компании даже в текущей обстановке обещают доставить груз ж/д путем за 15 дней.
Но есть нюанс: станции в России перегружены, и даже если поезд дойдет за 15 дней, он может еще столько же простоять в пробке на разгрузку.
Поэтому Галина предлагает ориентироваться на то, что товар из Китая попадет к вам через 20–40 дней.

Мнение эксперта
Антон Лепихов
Коммерческий директор компании ТД CHIN-RU
Задать вопрос

Закладывайте на ж/д перевозку еще больший срок: 45–60 дней.

Антон отмечает, что нагрузка на ж/д узлы колоссальная, причем как на таможенные пункты в Гродеково и Забайкальске, так и на распределительный пункт в Москве.
Как вариант можно довезти груз морем до Санкт-Петербурга, но обойдется это примерно в 20 тыс. долл.
Доставка до Владивостока дешевле – 8 тыс. долл., но этот порт пока тоже не справляется с нагрузкой.

У ж/д перевозок есть два ограничения: на размер контейнера и на разновидность груза.

  • Ж/д способом можно вывезти только 40-футовый контейнер либо два 20-футовых. Если нужно вывезти один 20-футовый контейнер, заплатить за него придется, как за 40-футовый.
  • Опасные грузы можно возить только по морю и автотранспортом. Это, например, легковоспламеняющиеся жидкости, разъедающие кислоты и другие опасные вещи. Уточните у транспортной компании перед отправкой, можно ли перевезти ваш груз ж/д путем.

Минусов у железной дороги меньше, чем у других путей доставки.

Например, мультимодальные перевозки чаще задерживаются из-за тайфунов на море.

Ж/д доставка тоже может задержаться: например, из-за пробок на погранпереходе. Однако такие задержки случаются реже, плюс есть возможность вывезти груз через Казахстан или Монголию.

⛔️ Рассчитывать, что товар ж/д способом дойдет за 15–30 дней.

✅ Закладывать на ж/д доставку 45–60 дней.

Автоперевозки

Автомобильные перевозки из Китая – доставка товара фурой.

Фура идет через тот же погранпереход «Маньчжурия – Забайкальск», что и поезд.

Перевозка фурой – самый выгодный вариант для небольших грузов, так как на море и ж/д всегда есть фиксированные локальные сборы.

Груз на фуре почти всегда сборный, цена за кубометр – 300–700 долл. в зависимости от веса.

Купить фуру целиком обойдется более чем в 20 тыс. долл. – это невыгодно. Однако доставка фурой примерно на 10 дней быстрее, чем поездом, и целую фуру обычно заказывают, когда эти 10 дней играют важную роль.

⚠️ Проблемы: ковидные ограничения в Китае, запрет перевозок в Европе.

На китайском направлении сохраняются ковидные ограничения, из-за них пропускная способность погранпереходов снизилась в пять раз и более.

Например, на погранпереходе Маньчжурия-Забайкальск объем пропускаемых фур вместо 700 фур в день пропускают по 100–150.

У других погранпереходов Дальнего Востока пропускная способность еще ниже: пункты Краскино, Пограничный и Покровка пропускают до 50 машин в день.

На европейском направлении ситуация хуже: с 9 апреля запрещена работа грузоперевозчиков с российскими и белорусскими номерами.

Если же европейский поставщик отправит товар на фуре с номером другой страны, перед выездом из Европы фуру направят на склад временного хранения. Это нужно, чтобы убедиться, что юридическое лицо, получатель груза и сам груз не входят в санкционные списки.

Транзит из Европы через Беларусь остановлен: с 16 апреля страна закрыла въезд фур из Евросоюза.

✅ Решения: возить из Китая морем или по ж/д, из Европы – перевозчиками других стран.

Китайское автонаправление сейчас – долгий и рискованный вариант, поэтому лучше везти напрямую поездом либо морем до Владивостока, а оттуда поездом. Это более предсказуемо.

На европейском направлении для несанкционных товаров можно использовать европейских, армянских, казахстанских автоперевозчиков.

Крупных автоперевозчиков на европейском направлении сейчас нет, а небольшие компании можно найти, например, на бирже грузоперевозок.

Исходя из современных условий, многие компании рассматривают альтернативные маршруты и варианты доставки, чтобы оптимизировать свои логистические операции. Выбор между доставкой по морю и железнодорожной перевозкой из Китая зависит от множества факторов, включая вид и объем вашего груза, бюджет, сроки и требования к логистике.

Для санкционных товаров придется использовать транзит через третьи страны – расскажу об этом и о том как растаможить, подробнее в следующей статье.

Сборный груз

Сборный груз – совместная доставка грузов нескольких заказчиков в одном контейнере. Это распространенная практика: одному заказчику не всегда хватает товара, чтобы полностью загрузить 20- или 40-футовый контейнер. Тогда заказчик может обратиться в компанию, которая добавит его груз в контейнер с другими грузами. Доставить сборный груз можно по морю, поездом либо фурой. Как правило, везут его до Москвы, иногда до Сибири и Урала.

Доставка сборных грузов из Китая в Россию связана с двумя нюансами, которые нужно учесть:

  • В пересчете на один кубометр объема стоимость доставки товара  может вырасти на 20–300 процентов.

Например, в случае с автоперевозкой за кубометр объема груза вы можете заплатить не 300 долл, а 900 долл.

Однако это все равно получается меньше, чем стоимость целой фуры, которая составляет 20 тыс. долл.

  • Срок доставки вырастет на 10 дней, а вероятно и больше.

До 10 дней уходит на то, чтобы собрать груз, плюс у вашего соседа по контейнеру могут возникнуть проблемы. Тогда придется ждать, пока он их уладит.
Наш клиент вез товар в контейнере, где другой закупщик вез игрушки. Игрушки из Китая оптом напрямую от производителя, поэтому для них нужен сертификат соответствия и особая проверка. В итоге мы прождали лишние 15 дней, пока контейнер не проверили на таможне.

⛔️ Заказывать целую фуру для больших партий товара.

✅ Возить фурой небольшие партии товара сборным грузом, а для больших выбирать ж/д доставку.

Авиаперевозки

Грузовые авиаперевозки из Китая – доставка груза самолетом. Груз может лететь напрямую из Китая в российский аэропорт либо с пересадкой в третьей стране: Турции, Иране и пр.

До весны 2022-го стоимость авиаперевозки составляла около 4 долл. за килограмм, но теперь выросла до 7 долл.

Эффективный объем – 166 кг/м³: если ваш груз весит больше или меньше, его стоимость пересчитают исходя из этого показателя.

⚠️ Проблемы: отсутствие прямого авиасообщения с Европой, повышение цен, трудности с доставкой образцов

Из-за взаимных ограничений на полеты прямое авиасообщение между Россией и Европой прекратилось.

Кроме того, страховые компании теперь не покрывают перелеты над Россией: из-за этого число полетов сократилось, это стало не дешево – цены выросли на 30–40 процентов.

Остро встал вопрос доставки образцов в Россию: многие компании, которые занимались экспресс-доставкой, ограничили или остановили работу. Это, например, DHL, UPS, FEDEX и пр.

✅ Решение: отправлять товары через транзитные страны либо другими перевозчиками.

Сейчас активно развивается авиасообщение через такие транзитные страны, как ОАЭ, Турция и Китай. В частности, через Китай можно отправлять авиагрузы из Кореи и Японии, через Турцию и ОАЭ – грузы из США и Европы.

Этот тренд открывает новые возможности для глобальной логистики и международных перевозок. 

Подробнее об использовании транзитных стран поговорим в следующей статье.

27 мая 2022 года стало известно, что Китай запретил приземляться самолетам Boeing и Airbus российских авиакомпаний. В связи с этим, например, российская чартерная авиакомпания IFly отменила букинги и авианакладные, запланированные к перевозке.

Временно это создаст дополнительный дефицит авиаемкостей, но отмененные накладные уже сейчас ставит в очередь перевозчик «Авиастар-Ту»: ее флот состоит из российских самолетов Ту и АН.

Китайские авиакомпании также могут увеличить количество рейсов. Эти решения будут достаточно быстрыми – думаю, к концу июня объем авиаперевозок восстановят.

Образцы и мелкие партии из Китая можно отправлять с помощью операторов экспресс-доставки: например, SF Express и EMS.

Из Европы и США отправить что-то мелкое почтовыми операторами почти невозможно, хотя де-юре для почтовых сообщений ограничений нет.

Поэтому по всем направлениям можно отправлять мелкие партии грузов с помощью агентов авиакомпаний или просто экспедиторов. Это дороже и дольше, чем было раньше, но возможно.

Если доставляете товар через экспресс-операторов, попросите оформить такую отправку своих поставщиков. Если оформить доставку из страны отправления, цена будет ниже, чем если оформить из страны назначения.

Мнение эксперта
Антон Лепихов
Коммерческий директор компании ТД CHIN-RU
Задать вопрос

Сроки доставки авиатранспортом также увеличились.

Раньше товар прибывал в Москву уже через два-три дня с момента отгрузки.
Однако теперь большинство российских самолетов перестало летать из-за санкций и рисков ареста за рубежом.
Фактически остались лишь китайские авиалинии, и спрос на них возрос. Теперь на авиадоставку лучше закладывать 10–14 дней.

При этом авиадоставку нельзя рассматривать как альтернативу ж/д и автоперевозкам. Авиапуть скорее подходит для дорогих и небольших по размерам товаров: ювелирных украшений, электронных компонентов и пр. Мы не повезем самолетом, например, одежду – с учетом ее веса и объема цена условной пары брюк будет слишком высока.

Мнение эксперта
Галина Лытова
Владелица ГК Future Maker Limited
Задать вопрос
Сроки и стоимость авиадоставки увеличились в том числе из-за вспышки ковида в Китае.
В марте 2022-го прямое авиасообщение с Китаем временно прекратилось: товары, которые должны были отправить самолетом, везут фурами в Казахстан и уже там грузят на самолет.
Мнение эксперта
Александр Дегтярев
Управляющий таможенно-логистической компании «ВЭД Агент» Более 15 лет я занимаюсь международной логистикой
Задать вопрос
27 мая стало известно, что Китай запретил приземляться самолетам Boeing и Airbus российских авиакомпаний.

В связи с этим, например, российская чартерная авиакомпания IFly отменила букинги и авианакладные, запланированные к перевозке.

Временно это создаст дополнительный дефицит авиаемкостей, но отмененные накладные уже сейчас ставит в очередь перевозчик «Авиастар-Ту»: его флот состоит из российских самолетов Ту и АН. Китайские авиакомпании также могут увеличить количество рейсов. Эти решения будут достаточно быстрыми – думаю, к концу июня объем авиаперевозок восстановят.

Перед тем как отправить самолетом, сравните цены во всех аэропортах Китая.

Дело в том, что из некоторых аэропортов карго доставка из Китая в Россию будет стоить дешевле, даже если находятся они дальше.

Например, для фабрики в провинции Гуандун ближайший аэропорт – Гуанчжоу. Но зачастую дешевле довезти груз до Пекина или до Шанхая и отправить оттуда. Да, вы потратите дополнительные время и деньги на транспортировку в Шанхай, но в итоге сэкономите на доставке 20–30 процентов.

⛔️ Оформлять авиадоставку из ближайшего к китайскому заводу аэропорта.

✅ Сравнить цены во всех крупных аэропортах и довезти товар по земле до того, из которого авиадоставка будет дешевле.

Итак, мы разобрали все четыре способа доставки груза из Китая в Россию. Информацию о стоимости и сроках резюмировали в таблице ниже.

Решение проблем и самое важное

О том, как учесть решение каждой из проблем перевозки товара и обезопасить себя, читайте в сводной таблице.

Как учесть решения проблем с перевозками
РешениеКак учесть
Морем возить товары через Дальний Восток и НовороссийскИзбегать портов Европы: там товар отправят на досмотр, и вы потеряете время
Из Европы возить европейскими, армянскими, казахстанскими фурамиИскать небольшие зарубежные компании на биржах грузоперевозок
Из Китая возить по ж/д, в крайнем случае – моремОтказываться от доставки фурой, даже если этот вариант кажется быстрее: на таможне фура застрянет в очереди
Авиадоставкой отправлять товары через транзитные страныОтправлять авиагрузы из Кореи и Японии через Китай, грузы из США и Европы – через Турцию и ОАЭ
Отправлять образцы операторами экспресс-доставкиИспользовать компании SF Express и EMS

Доставка из Китая через Казахстан – выгодное решение на сегодняшний день.

Самое важное из урока:

  • Мультимодальные перевозки включают услуги по доставке до России морем, а дальше – поездом или фурой. Как правило, это самый долгий способ получить продукцию.
  • При ж/д перевозках товар на поезде идет по Транссибирской магистрали. Дешевле и быстрее будет сгрузить товар в одном из городов магистрали, а после доставить фурой.
  • Автоперевозки подходят для доставки небольших грузов в сборном виде. Если товара много, лучше привезти его на поезде: фура обойдется дороже.
  • Авиаперевозки – самый быстрый, но и самый дорогой способ. Он подходит небольшим, но дорогим товарам: ювелирка, электроника и пр.

В следующих уроках мы обсудим таможенное оформление грузов из Китая в Россию, а также, импорт товаров из Китая.

Вы можете воспользоваться Услугой доставки грузов из Китая.

Прогресс изучения Курс-4
12.5%
Прогресс изучения Блок-1
50%
Услуги доставки на бирже
Информация
Заказчикам