Урок 1-1. Логистика товара из Китая: как привезти груз в Россию
Добрый день!
Меня зовут Андрей Захарченко, я генеральный директор логистической компании Standard Trade.
Расскажу про логистику из Китая в Россию: как сейчас перестраиваются логистические цепочки, какие виды перевозок бывают, какие у них преимущества и недостатки и что надо учитывать.
В этом уроке вы также узнаете, как правильно привезти товары из Китая в Россию с, и без таможенного оформления, какие есть особенности поставки товара в текущих условиях.
Мы собрали основные методы: 8 правил и 8 антиправил организации логистики при вывозе груза самостоятельно, каждый из которых отмечен в текстах уроков соответствующим значком: правила зеленой галочкой, а антиправила красным знаком стоп.
Из Китая можно доставить четырьмя основными типами перевозок:
- морские: мультимодальные;
- железнодорожные;
- автомобильные;
- авиационные.
Начнем с мультимодальных перевозок – сейчас это самый распространенный тип.
Морские: мультимодальные перевозки
При мультимодальной перевозке товар в Китае грузят на корабль, доставляют до российского порта, а дальше везут по железной дороге.
Как правило, доставка контейнеров из Китая в Россию происходит через российский порт Владивосток, затем по железной дороге – Транссибирской магистрали.
Доставка морем из Китая в Россию, почти всегда комбинируется с другими способами перевозки.
Если доставляете товар в город, отдаленный от Транссибирской магистрали, в логистическую цепочку лучше добавить автоперевозку. В этом случае вы сгружаете товар с поезда в ближайшем к вам городе Транссибирской магистрали и довозите до склада фурой.
Например, доставить из Владивостока в Москву на поезде, а оттуда в Брянск фурой будет дешевле, чем везти по прямому маршруту Владивосток – Брянск.
⚠️ Проблемы: уход международных компаний, увеличение сроков доставки, повышение цен.
Из-за санкций самые крупные западные и азиатские контейнерные компании приостановили импортные и экспортные перевозки.
В частности, речь о СМА CGM, Maersk, MSC, НММ и Yang Ming – эти компании обеспечивали почти 60 процентов контейнерных перевозок в России.
Грузы в Санкт-Петербург теперь можно возить только с помощью китайской компании COSCO – она осталась на этом направлении, но цены выросли.
Кроме того, есть особенность этого пути: суда, которые идут в порты Санкт-Петербурга и Калининграда, проходят через Роттердам и Гамбург – там их досматривают на предмет подсанкционности. Это приводит к задержкам и дополнительным расходам.
В результате контейнерным компаниям, которые не присоединились к санкциям, становится невыгодно возить российские грузы.
✅ Решения: заменить морскую доставку железнодорожной, привезти груз через Дальний Восток и Новороссийск.
Грузы из Китая лучше переориентировать с моря на железную дорогу – сейчас это лучший вариант по соотношению цены и скорости доставки.
Например, груз из Китая до Москвы или Санкт-Петербурга в апреле мог дойти поездом за 18–20 дней и обойтись в 8 тыс. долл.
Цена сопоставима с доставкой по морю в порты Дальнего Востока, причем оттуда товар еще надо везти поездом или фурой.
При морской доставке увеличится и срок – до 25–30 дней.
Решение о смене маршрута доставки из Китая может существенно повлиять на эффективность логистики вашего бизнеса. Железнодорожная доставка стала более конкурентоспособной в сравнении с морской благодаря сокращению времени в пути и более предсказуемым срокам доставки.
Большинство китайских ж/д станций не принимают к перевозке опасные грузы и грузы с батарейками. Лимит по весу одного грузового места – полторы тонны, но на некоторых станциях лимит составляет всего 500 кг – заранее уточните этот момент. Для морских перевозок ограничений гораздо меньше.
Сейчас мультимодальные перевозки подорожали.
Например, привезти из Китая в Москву 20-футовый контейнер обойдется в 11 тыс. долл., 40-футовый – 14 тыс. долл. Причем это суммы по условиям FOB (Free on Board – «бесплатно до борта»), когда китайский производитель сам оплачивает доставку в порт и погрузку на борт.
Если же платите вы, цена будет еще выше.
Увеличились и сроки поставок в европейскую часть России: с 35 дней до 45–50 дней. До Владивостока же груз доходит достаточно быстро – примерно за неделю.
Если возите грузы из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, целесообразнее по морю привезти товар во Владивосток, а дальше отправить по ж/д.
Однако имейте в виду, что морские перевозки на Дальний Восток дорожают из-за повышенного спроса.
Другой вариант – дешевле довезти морем до порта в Новороссийске: это путь сейчас тестирует российская компания FESCO.
Что означают аббревиатуры грузоперевозок в инвойсе производителя
EXW (Ex Works – «с завода») – самый популярный вариант грузоперевозок из перечня Инкотермс (Incoterms, International commercial terms – словарь международных терминов грузоперевозок).
EXW подразумевает самовывоз со склада продавца товара, который не прошел таможенное оформление.
FCA (Free Carrier – «свободный перевозчик») – вариант, при котором продавец проводит таможенное оформление товара и доставляет его до оговоренной точки. Например, до склада вашего агентства в Китае или китайского автовокзала.
FOB (Free on Board – «бесплатно до борта») – доставка до пункта отправления: морского порта, ж/д вокзала и пр. В стоимость входит также и погрузка на борт. То есть производитель будет считать, что выполнил условия договора, когда товар окажется на борту корабля или в вагоне поезда. Китайские производители заинтересованы оформлять FOB, так как в этом случае государство возвращает им НДС.
⛔️ Везти товар железной дорогой напрямую до пункта назначения.
✅ Везти товар до ближайшего к вам города Транссибирской магистрали, а оттуда – фурой.
Железнодорожные перевозки
Груз из Китая можно отправить поездом напрямую, минуя доставку по морю.
В этом случае товар загружают на одной из станций Китая и отправляют до погранперехода – как правило, это «Маньчжурия – Забайкальск». На границе переносят на российские поезда и отправляют по Транссибирской магистрали.
Железнодорожные перевозки из Китая быстрее и дешевле морских.
Например, перевозка 40-футового контейнера обойдется в 9 тыс. долл. вместо 14 тыс. долл.
Срок доставки – примерно на 10 дней быстрее, чем по морю, то есть 35–40 дней вместо 45–50 дней.
Можно ли доставить быстрее
Некоторые компании даже в текущей обстановке обещают доставить груз ж/д путем за 15 дней.
Но есть нюанс: станции в России перегружены, и даже если поезд дойдет за 15 дней, он может еще столько же простоять в пробке на разгрузку.
Поэтому Галина предлагает ориентироваться на то, что товар из Китая попадет к вам через 20–40 дней.
Закладывайте на ж/д перевозку еще больший срок: 45–60 дней.
Антон отмечает, что нагрузка на ж/д узлы колоссальная, причем как на таможенные пункты в Гродеково и Забайкальске, так и на распределительный пункт в Москве.
Как вариант можно довезти груз морем до Санкт-Петербурга, но обойдется это примерно в 20 тыс. долл.
Доставка до Владивостока дешевле – 8 тыс. долл., но этот порт пока тоже не справляется с нагрузкой.
У ж/д перевозок есть два ограничения: на размер контейнера и на разновидность груза.
- Ж/д способом можно вывезти только 40-футовый контейнер либо два 20-футовых. Если нужно вывезти один 20-футовый контейнер, заплатить за него придется, как за 40-футовый.
- Опасные грузы можно возить только по морю и автотранспортом. Это, например, легковоспламеняющиеся жидкости, разъедающие кислоты и другие опасные вещи. Уточните у транспортной компании перед отправкой, можно ли перевезти ваш груз ж/д путем.
Минусов у железной дороги меньше, чем у других путей доставки.
Например, мультимодальные перевозки чаще задерживаются из-за тайфунов на море.
Ж/д доставка тоже может задержаться: например, из-за пробок на погранпереходе. Однако такие задержки случаются реже, плюс есть возможность вывезти груз через Казахстан или Монголию.
⛔️ Рассчитывать, что товар ж/д способом дойдет за 15–30 дней.
✅ Закладывать на ж/д доставку 45–60 дней.
Автоперевозки
Автомобильные перевозки из Китая – доставка товара фурой.
Фура идет через тот же погранпереход «Маньчжурия – Забайкальск», что и поезд.
Перевозка фурой – самый выгодный вариант для небольших грузов, так как на море и ж/д всегда есть фиксированные локальные сборы.
Груз на фуре почти всегда сборный, цена за кубометр – 300–700 долл. в зависимости от веса.
Купить фуру целиком обойдется более чем в 20 тыс. долл. – это невыгодно. Однако доставка фурой примерно на 10 дней быстрее, чем поездом, и целую фуру обычно заказывают, когда эти 10 дней играют важную роль.
⚠️ Проблемы: ковидные ограничения в Китае, запрет перевозок в Европе.
На китайском направлении сохраняются ковидные ограничения, из-за них пропускная способность погранпереходов снизилась в пять раз и более.
Например, на погранпереходе Маньчжурия-Забайкальск объем пропускаемых фур вместо 700 фур в день пропускают по 100–150.
У других погранпереходов Дальнего Востока пропускная способность еще ниже: пункты Краскино, Пограничный и Покровка пропускают до 50 машин в день.
На европейском направлении ситуация хуже: с 9 апреля запрещена работа грузоперевозчиков с российскими и белорусскими номерами.
Если же европейский поставщик отправит товар на фуре с номером другой страны, перед выездом из Европы фуру направят на склад временного хранения. Это нужно, чтобы убедиться, что юридическое лицо, получатель груза и сам груз не входят в санкционные списки.
Транзит из Европы через Беларусь остановлен: с 16 апреля страна закрыла въезд фур из Евросоюза.
✅ Решения: возить из Китая морем или по ж/д, из Европы – перевозчиками других стран.
Китайское автонаправление сейчас – долгий и рискованный вариант, поэтому лучше везти напрямую поездом либо морем до Владивостока, а оттуда поездом. Это более предсказуемо.
На европейском направлении для несанкционных товаров можно использовать европейских, армянских, казахстанских автоперевозчиков.
Крупных автоперевозчиков на европейском направлении сейчас нет, а небольшие компании можно найти, например, на бирже грузоперевозок.
Исходя из современных условий, многие компании рассматривают альтернативные маршруты и варианты доставки, чтобы оптимизировать свои логистические операции. Выбор между доставкой по морю и железнодорожной перевозкой из Китая зависит от множества факторов, включая вид и объем вашего груза, бюджет, сроки и требования к логистике.
Для санкционных товаров придется использовать транзит через третьи страны – расскажу об этом и о том как растаможить, подробнее в следующей статье.
Сборный груз
Сборный груз – совместная доставка грузов нескольких заказчиков в одном контейнере. Это распространенная практика: одному заказчику не всегда хватает товара, чтобы полностью загрузить 20- или 40-футовый контейнер. Тогда заказчик может обратиться в компанию, которая добавит его груз в контейнер с другими грузами. Доставить сборный груз можно по морю, поездом либо фурой. Как правило, везут его до Москвы, иногда до Сибири и Урала.
Доставка сборных грузов из Китая в Россию связана с двумя нюансами, которые нужно учесть:
- В пересчете на один кубометр объема стоимость доставки товара может вырасти на 20–300 процентов.
Например, в случае с автоперевозкой за кубометр объема груза вы можете заплатить не 300 долл, а 900 долл.
Однако это все равно получается меньше, чем стоимость целой фуры, которая составляет 20 тыс. долл.
- Срок доставки вырастет на 10 дней, а вероятно и больше.
До 10 дней уходит на то, чтобы собрать груз, плюс у вашего соседа по контейнеру могут возникнуть проблемы. Тогда придется ждать, пока он их уладит.
Наш клиент вез товар в контейнере, где другой закупщик вез игрушки. Игрушки из Китая оптом напрямую от производителя, поэтому для них нужен сертификат соответствия и особая проверка. В итоге мы прождали лишние 15 дней, пока контейнер не проверили на таможне.
⛔️ Заказывать целую фуру для больших партий товара.
✅ Возить фурой небольшие партии товара сборным грузом, а для больших выбирать ж/д доставку.
Авиаперевозки
Грузовые авиаперевозки из Китая – доставка груза самолетом. Груз может лететь напрямую из Китая в российский аэропорт либо с пересадкой в третьей стране: Турции, Иране и пр.
До весны 2022-го стоимость авиаперевозки составляла около 4 долл. за килограмм, но теперь выросла до 7 долл.
Эффективный объем – 166 кг/м³: если ваш груз весит больше или меньше, его стоимость пересчитают исходя из этого показателя.
⚠️ Проблемы: отсутствие прямого авиасообщения с Европой, повышение цен, трудности с доставкой образцов
Из-за взаимных ограничений на полеты прямое авиасообщение между Россией и Европой прекратилось.
Кроме того, страховые компании теперь не покрывают перелеты над Россией: из-за этого число полетов сократилось, это стало не дешево – цены выросли на 30–40 процентов.
Остро встал вопрос доставки образцов в Россию: многие компании, которые занимались экспресс-доставкой, ограничили или остановили работу. Это, например, DHL, UPS, FEDEX и пр.
✅ Решение: отправлять товары через транзитные страны либо другими перевозчиками.
Сейчас активно развивается авиасообщение через такие транзитные страны, как ОАЭ, Турция и Китай. В частности, через Китай можно отправлять авиагрузы из Кореи и Японии, через Турцию и ОАЭ – грузы из США и Европы.
Этот тренд открывает новые возможности для глобальной логистики и международных перевозок.
Подробнее об использовании транзитных стран поговорим в следующей статье.
27 мая 2022 года стало известно, что Китай запретил приземляться самолетам Boeing и Airbus российских авиакомпаний. В связи с этим, например, российская чартерная авиакомпания IFly отменила букинги и авианакладные, запланированные к перевозке.
Временно это создаст дополнительный дефицит авиаемкостей, но отмененные накладные уже сейчас ставит в очередь перевозчик «Авиастар-Ту»: ее флот состоит из российских самолетов Ту и АН.
Китайские авиакомпании также могут увеличить количество рейсов. Эти решения будут достаточно быстрыми – думаю, к концу июня объем авиаперевозок восстановят.
Образцы и мелкие партии из Китая можно отправлять с помощью операторов экспресс-доставки: например, SF Express и EMS.
Из Европы и США отправить что-то мелкое почтовыми операторами почти невозможно, хотя де-юре для почтовых сообщений ограничений нет.
Поэтому по всем направлениям можно отправлять мелкие партии грузов с помощью агентов авиакомпаний или просто экспедиторов. Это дороже и дольше, чем было раньше, но возможно.
Если доставляете товар через экспресс-операторов, попросите оформить такую отправку своих поставщиков. Если оформить доставку из страны отправления, цена будет ниже, чем если оформить из страны назначения.
Сроки доставки авиатранспортом также увеличились.
Раньше товар прибывал в Москву уже через два-три дня с момента отгрузки.
Однако теперь большинство российских самолетов перестало летать из-за санкций и рисков ареста за рубежом.
Фактически остались лишь китайские авиалинии, и спрос на них возрос. Теперь на авиадоставку лучше закладывать 10–14 дней.
При этом авиадоставку нельзя рассматривать как альтернативу ж/д и автоперевозкам. Авиапуть скорее подходит для дорогих и небольших по размерам товаров: ювелирных украшений, электронных компонентов и пр. Мы не повезем самолетом, например, одежду – с учетом ее веса и объема цена условной пары брюк будет слишком высока.
В марте 2022-го прямое авиасообщение с Китаем временно прекратилось: товары, которые должны были отправить самолетом, везут фурами в Казахстан и уже там грузят на самолет.
В связи с этим, например, российская чартерная авиакомпания IFly отменила букинги и авианакладные, запланированные к перевозке.
Временно это создаст дополнительный дефицит авиаемкостей, но отмененные накладные уже сейчас ставит в очередь перевозчик «Авиастар-Ту»: его флот состоит из российских самолетов Ту и АН. Китайские авиакомпании также могут увеличить количество рейсов. Эти решения будут достаточно быстрыми – думаю, к концу июня объем авиаперевозок восстановят.
Перед тем как отправить самолетом, сравните цены во всех аэропортах Китая.
Дело в том, что из некоторых аэропортов карго доставка из Китая в Россию будет стоить дешевле, даже если находятся они дальше.
Например, для фабрики в провинции Гуандун ближайший аэропорт – Гуанчжоу. Но зачастую дешевле довезти груз до Пекина или до Шанхая и отправить оттуда. Да, вы потратите дополнительные время и деньги на транспортировку в Шанхай, но в итоге сэкономите на доставке 20–30 процентов.
⛔️ Оформлять авиадоставку из ближайшего к китайскому заводу аэропорта.
✅ Сравнить цены во всех крупных аэропортах и довезти товар по земле до того, из которого авиадоставка будет дешевле.
Итак, мы разобрали все четыре способа доставки груза из Китая в Россию. Информацию о стоимости и сроках резюмировали в таблице ниже.
Решение проблем и самое важное
О том, как учесть решение каждой из проблем перевозки товара и обезопасить себя, читайте в сводной таблице.
Как учесть решения проблем с перевозками | |
---|---|
Решение | Как учесть |
Морем возить товары через Дальний Восток и Новороссийск | Избегать портов Европы: там товар отправят на досмотр, и вы потеряете время |
Из Европы возить европейскими, армянскими, казахстанскими фурами | Искать небольшие зарубежные компании на биржах грузоперевозок |
Из Китая возить по ж/д, в крайнем случае – морем | Отказываться от доставки фурой, даже если этот вариант кажется быстрее: на таможне фура застрянет в очереди |
Авиадоставкой отправлять товары через транзитные страны | Отправлять авиагрузы из Кореи и Японии через Китай, грузы из США и Европы – через Турцию и ОАЭ |
Отправлять образцы операторами экспресс-доставки | Использовать компании SF Express и EMS |
Доставка из Китая через Казахстан – выгодное решение на сегодняшний день.
Самое важное из урока:
- Мультимодальные перевозки включают услуги по доставке до России морем, а дальше – поездом или фурой. Как правило, это самый долгий способ получить продукцию.
- При ж/д перевозках товар на поезде идет по Транссибирской магистрали. Дешевле и быстрее будет сгрузить товар в одном из городов магистрали, а после доставить фурой.
- Автоперевозки подходят для доставки небольших грузов в сборном виде. Если товара много, лучше привезти его на поезде: фура обойдется дороже.
- Авиаперевозки – самый быстрый, но и самый дорогой способ. Он подходит небольшим, но дорогим товарам: ювелирка, электроника и пр.
В следующих уроках мы обсудим таможенное оформление грузов из Китая в Россию, а также, импорт товаров из Китая.
Вы можете воспользоваться Услугой доставки грузов из Китая.