В этом уроке расскажем про логистику из Китая в Россию: как сейчас перестраиваются логистические цепочки, какие виды перевозок бывают, какие у них преимущества и недостатки и что надо учитывать.
В этом уроке вы также узнаете, как правильно привезти товары из Китая в Россию с, и без таможенного оформления, какие есть особенности поставки товара в текущих условиях.
Читайте также: Как заказать товар оптом из Китая.
Мы собрали основные методы: 8 правил и 8 антиправил организации логистики при вывозе груза самостоятельно, каждый из которых отмечен в текстах уроков соответствующим значком: правила зеленой галочкой, а антиправила красным знаком стоп.
- Преимущества доставки из Китая
- Основные способы перевозки груза
- Мультимодальные
- Морские
- Железнодорожные
- Автоперевозки
- Авиаперевозки
- Контейнерные
- Правила транспортировки
- Как быстро доставить груз: выбрать крупную компанию
- Проговаривайте с производителем нюансы по упаковке
- Итоговый объем груза будет больше фактического
- Закладывайте повышение стоимости на 30–50%
- Готовьтесь к таможенному контролю
- Платите китайским контрагентам в юанях
- Проходите валютный контроль
- Решение проблем и самое важное
Преимущества доставки из Китая
Доставка товара из Китая в Россию для частных и юридических лиц имеет множество преимуществ, что делает ее популярной среди предприятий по всему миру.
- Экономическая выгода.
Китай предлагает конкурентоспособные цены на производство, что позволяет снизить общую стоимость продукции. Это делает доставку особенно привлекательной для компаний, стремящихся сократить расходы.
- Разнообразие продукции.
Поднебесная является крупнейшим мировым производителем различных товаров, от электроники и текстиля до промышленных и потребительских изделий. Это позволяет компаниям получать широкий ассортимент продукции в одном месте.
- Развитая инфраструктура.
Здесь одна из самых развитых транспортных инфраструктур в мире, включающая морские порты, железные дороги, аэропорты и автомобильные дороги. Это обеспечивает эффективную и быструю отправку.
- Гибкость в выборе транспортных средств.
Доступны различные виды транспорта: морской, железнодорожный, воздушный и автомобильный. Это позволяет выбрать оптимальный способ в зависимости от стоимости, сроков и характера груза.
- Возможность частичной загрузки контейнеров (LCL).
Для компаний, которым не требуется полный контейнер, доступна услуга частичной загрузки контейнеров (LCL). Это позволяет снизить затраты на транспортировку и оптимизировать логистику.
Использование всех этих преимуществ позволяет компаниям эффективно организовывать поставки из Китая, оптимизировать затраты и обеспечивать высокое качество логистических процессов.
Основные способы перевозки груза
Перевозка грузов является неотъемлемой частью логистических процессов, обеспечивающих транспортировку товаров от производителей к потребителям. Существует несколько основных способов перевозки грузов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от характера груза, расстояния и других факторов.
Начнем с мультимодальных перевозок – сейчас это самый распространенный тип.
Мультимодальные
Мультимодальные перевозки представляют собой способ транспортировки, при котором используются два или более вида транспорта (например, морской, железнодорожный, автомобильный и авиационный) в рамках одного логистического процесса. Это позволяет оптимизировать маршрут доставки и сократить время и затраты на транспортировку.
Мультимодальные перевозки имеют множество преимуществ. Можно значительно оптимизировать логистику. Использование различных видов транспорта на разных участках маршрута помогает выбрать наиболее эффективный и экономичный способ доставки.
Также можно снизить транспортные затраты. Комбинируя более дешевые и быстрые виды транспорта, можно добиться существенной экономии. А также обеспечить гибкость и адаптивность к изменениям в условиях транспортировки. Это особенно важно при международных перевозках, когда необходимо учитывать разнообразные географические, экономические и политические факторы.
Такой подход позволяет обеспечить более высокую надежность и безопасность груза. Различные виды транспорта предоставляют дополнительные уровни защиты и уменьшают риск повреждений или потерь при транспортировке.
⛔️ Везти товар одним видом транспорта в рамках одного логистического процесса.
✅ Везти товар разными видами транспорта, чтобы оптимизировать маршрут и сократить время и затраты на транспортировку.
Морские
При морской перевозке товар в Китае грузят на корабль, доставляют до российского порта, а дальше везут по железной дороге.
Как правило, доставка контейнеров из Китая в Россию происходит через российский порт Владивосток, затем по железной дороге — Транссибирской магистрали.
Доставка морем из Китая в Россию почти всегда комбинируется с другими способами перевозки.
Если доставляете товар в город, отдаленный от Транссибирской магистрали, в логистическую цепочку лучше добавить автоперевозку. В этом случае вы сгружаете товар с поезда в ближайшем к вам городе Транссибирской магистрали и довозите его до склада фурой.
Например, доставить из Владивостока в Москву на поезде, а оттуда в Брянск фурой будет дешевле, чем везти по прямому маршруту Владивосток – Брянск.
⚠️ Проблемы: уход международных компаний, увеличение сроков доставки, повышение цен.
Из-за санкций самые крупные западные и азиатские контейнерные компании приостановили импортные и экспортные перевозки.
В частности, речь идет о СМА CGM, Maersk, MSC, НММ и Yang Ming — эти компании обеспечивали почти 60% контейнерных перевозок в России.
Грузы в Санкт-Петербург теперь можно возить только с помощью китайской компании COSCO – она осталась на этом направлении, но цены выросли.
Кроме того, есть особенность этого пути: суда, которые идут в порты Санкт-Петербурга и Калининграда, проходят через Роттердам и Гамбург — там их досматривают на предмет подсанкционности. Это приводит к задержкам и дополнительным расходам.
В результате контейнерным компаниям, которые не присоединились к санкциям, становится невыгодно работать с Россией.
✅ Решения: заменить морской способ железнодорожным, привезти партию через Дальний Восток и Новороссийск.
Грузы из Китая лучше переориентировать с моря на железную дорогу — сейчас это лучший вариант по соотношению цены и скорости прибытия.
Например, посылки из Китая до Москвы или Санкт-Петербурга в апреле могли дойти поездом за 18–20 дней и обойтись в 8 тыс. долл.
Цена сопоставима с отправкой по морю в порты Дальнего Востока, причем оттуда продукцию еще надо везти поездом или фурой.
При морской поставке увеличится и срок – до 25–30 дней.
Решение о смене маршрута может существенно повлиять на эффективность логистики вашего бизнеса. Железнодорожная доставка стала более конкурентоспособной в сравнении с морской благодаря сокращению времени в пути и более предсказуемым срокам.
Большинство китайских ж/д станций не принимают к перевозке опасные грузы и грузы с батарейками. Лимит по весу одного грузового места – 1,5 тонны, но на некоторых станциях лимит составляет всего 500 кг – заранее уточните этот момент. Для морских перевозок ограничений гораздо меньше.
Сейчас морские перевозки подорожали.
Например, привезти из Китая в Москву 20-футовый контейнер обойдется в 11 тыс. долл., 40-футовый – 14 тыс. долл. Причем это суммы по условиям FOB (Free on Board – «бесплатно до борта»), когда китайский производитель сам оплачивает доставку в порт и погрузку на борт.
Если же платите вы, цена будет еще выше.
Увеличились и сроки поставок в европейскую часть России: с 35 дней до 45–50 дней. До Владивостока же партия доходит достаточно быстро — примерно за неделю.
Если возите вещи из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, целесообразнее по морю привезти их во Владивосток, а дальше отправить по ж/д.
Однако имейте в виду, что морские перевозки на Дальний Восток дорожают из-за повышенного спроса.
Другой вариант — дешевле довезти морем до порта в Новороссийске: это путь сейчас тестирует российская компания FESCO.
EXW (Ex Works – «с завода») – самый популярный вариант грузоперевозок из перечня Инкотермс (Incoterms, International commercial terms – словарь международных терминов грузоперевозок).
EXW подразумевает самовывоз со склада продавца товара, который не прошел таможенное оформление.
FCA (Free Carrier – «свободный перевозчик») – вариант, при котором продавец проводит таможенное оформление товара и доставляет его до оговоренной точки. Например, до склада вашего агентства в Китае или китайского автовокзала.
FOB (Free on Board – «бесплатно до борта») – доставка до пункта отправления: морского порта, ж/д вокзала и пр. В стоимость входит также и погрузка на борт. То есть производитель будет считать, что выполнил условия договора, когда товар окажется на борту корабля или в вагоне поезда. Китайские производители заинтересованы оформлять FOB, так как в этом случае государство возвращает им НДС.
⛔️ Везти товар железной дорогой напрямую до пункта назначения.
✅ Везти товар до ближайшего вам города Транссибирской магистрали, а оттуда — фурой.
Железнодорожные
Груз из Китая можно отправить поездом напрямую, минуя море.
В этом случае партию загружают на одной из станций и отправляют до погранперехода — как правило, это «Маньчжурия – Забайкальск». На границе переносят на российские поезда и отправляют по Транссибирской магистрали.
Железнодорожные перевозки из Китая быстрее и дешевле морских.
Например, перевозка 40-футового контейнера обойдется в 9 тыс. долл. вместо 14 тыс. долл.
Срок доставки — примерно на 10 дней быстрее, чем по морю, то есть 35–40 дней вместо 45–50 дней.
Некоторые компании даже в текущей обстановке обещают доставить груз ж/д путем за 15 дней.
Но есть нюанс: станции в России перегружены, и даже если поезд дойдет за 15 дней, он может еще столько же простоять в пробке на разгрузку.
Поэтому Галина предлагает ориентироваться на то, что товар из Китая попадет к вам через 20–40 дней.
У ж/д перевозок есть два ограничения: на размер контейнера и на разновидность груза:
- Ж/д способом можно вывезти только 40-футовый контейнер либо два 20-футовых. Если нужно вывезти один 20-футовый контейнер, заплатить за него придется, как за 40-футовый.
- Опасные грузы можно возить только по морю и автотранспортом. Это, например, легковоспламеняющиеся жидкости, разъедающие кислоты и другие опасные вещи. Уточните у транспортной компании перед отправкой, можно ли перевезти ваш груз ж/д путем.
Минусов у железной дороги меньше, чем у других путей доставки.
Например, мультимодальные перевозки чаще задерживаются из-за тайфунов на море.
Ж/д доставка тоже может задержаться: например, из-за пробок на погранпереходе. Однако такие задержки случаются реже, плюс есть возможность вывезти партию через Казахстан или Монголию.
⛔️ Рассчитывать, что заказ ж/д способом дойдет за 15–30 дней.
✅ Закладывать на ж/д поставку 45–60 дней.
Автоперевозки
Автомобильные перевозки из Китая — доставка товара фурой. Фура идет через тот же погранпереход «Маньчжурия – Забайкальск», что и поезд.
Перевозка фурой — самый выгодный вариант для небольших партий, так как на море и ж/д всегда есть фиксированные локальные сборы.
Груз на фуре почти всегда сборный, цена за кубометр – 300–700 долл. в зависимости от веса.
Купить фуру целиком обойдется более чем в 20 тыс. долл. – это невыгодно. Однако доставка фурой примерно на 10 дней быстрее, чем поездом, и целую фуру обычно заказывают, когда эти 10 дней играют важную роль.
⚠️ Проблемы: ковидные ограничения в Китае, запрет перевозок в Европе.
На китайском направлении сохраняются ковидные ограничения, из-за них пропускная способность погранпереходов снизилась в 5 раз и более.
Например, на погранпереходе Маньчжурия-Забайкальск объем пропускаемых фур вместо 700 шт. в день пропускают по 100–150.
У других погранпереходов Дальнего Востока пропускная способность еще ниже: пункты Краскино, Пограничный и Покровка пропускают до 50 машин в день.
На европейском направлении ситуация хуже: запрещена работа грузоперевозчиков с российскими и белорусскими номерами.
Если же европейский поставщик отправит покупку на фуре с номером другой страны, перед выездом из Европы фуру направят на склад временного хранения. Это нужно, чтобы убедиться, что юридическое лицо, получатель груза и сам груз не входят в санкционные списки.
Транзит из Европы через Беларусь остановлен: страна закрыла въезд фур из Евросоюза.
✅ Решения: возить морем или по ж/д, из Европы – перевозчиками других стран.
Китайское автонаправление сейчас — долгий и рискованный вариант, поэтому лучше везти напрямую поездом либо морем до Владивостока, а оттуда поездом. Это более предсказуемо.
На европейском направлении для несанкционных товаров можно использовать европейских, армянских, казахстанских автоперевозчиков.
Крупных автоперевозчиков на европейском направлении сейчас нет, а небольшие компании можно найти, например, на бирже грузоперевозок.
Исходя из современных условий, многие компании рассматривают альтернативные маршруты и варианты отправки, чтобы оптимизировать свои логистические операции. Выбор между морем и железной дорогой зависит от множества факторов, включая вид и объем вашего груза, бюджет, сроки и требования к логистике.
Для санкционных списков придется использовать транзит через третьи страны – расскажем об этом и о том как растаможить позже.
Сборный груз – совместная доставка покупок нескольких заказчиков в одном контейнере. Это распространенная практика: одному заказчику не всегда хватает товара, чтобы полностью загрузить 20- или 40-футовый контейнер. Тогда заказчик может обратиться в компанию, которая добавит его заказ в контейнер с другими грузами. Доставить сборный груз можно по морю, поездом либо фурой. Как правило, везут его до Москвы, иногда до Сибири и Урала.
Доставка сборных грузов из Китая в Россию связана с двумя нюансами, которые нужно учесть:
- В пересчете на один кубометр объема стоимость доставки может вырасти на 20–300%.
Например, в случае с автоперевозкой за кубометр объема груза вы можете заплатить не 300 долл, а 900 долл. Однако это все равно получается меньше, чем стоимость целой фуры, которая составляет 20 тыс. долл.
- Срок доставки вырастет на 10 дней и больше.
До 10 дней уходит на то, чтобы собрать груз, плюс у вашего соседа по контейнеру могут возникнуть проблемы. Тогда придется ждать, пока он их уладит.
⛔️ Заказывать целую фуру для больших партий.
✅ Возить фурой небольшие партии сборным грузом, а для больших выбирать ж/д доставку.
Авиаперевозки
Грузовые авиаперевозки из Китая — доставка самолетом. Груз может лететь напрямую в российский аэропорт либо с пересадкой в третьей стране: Турции, Иране и пр.
До весны 2022-го стоимость авиаперевозки составляла около 4 долл. за килограмм, теперь выросла до 7 долл.
Эффективный объем — 166 кг/м³: если заказ весит больше или меньше, его стоимость пересчитают исходя из этого показателя.
⚠️ Проблемы: отсутствие прямого авиасообщения с Европой, повышение цен, трудности с доставкой образцов.
Из-за взаимных ограничений на полеты прямое авиасообщение между Россией и Европой прекратилось.
Кроме того, страховые компании теперь не покрывают перелеты над Россией: из-за этого число полетов сократилось, это стало не дешево — цены выросли на 30–40%.
Остро встал вопрос доставки образцов в Россию: многие компании, которые занимались экспресс-доставкой, ограничили или остановили работу. Это, например, DHL, UPS, FEDEX и пр.
✅ Решение: отправлять товары через транзитные страны либо другими перевозчиками.
Сейчас активно развивается авиасообщение через такие транзитные страны, как ОАЭ, Турция и Китай. В частности, через Китай можно отправлять авиагрузы из Кореи и Японии, через Турцию и ОАЭ – заказы из США и Европы.
Этот тренд открывает новые возможности для глобальной логистики и международных перевозок.
Подробнее об использовании транзитных стран поговорим в следующей статье.
27 мая 2022 года стало известно, что Китай запретил приземляться самолетам Boeing и Airbus российских авиакомпаний. В связи с этим, например, российская чартерная авиакомпания IFly отменила букинги и авианакладные, запланированные к перевозке.
Временно это создало дополнительный дефицит авиаемкостей, но отмененные накладные поставил в очередь перевозчик «Авиастар-Ту»: его флот состоит из российских самолетов Ту и АН.
Образцы и мелкие партии можно отправлять с помощью операторов экспресс-доставки: например, SF Express и EMS.
Из Европы и США отправить что-то мелкое почтовыми операторами почти невозможно, хотя де-юре для почтовых сообщений ограничений нет.
Поэтому по всем направлениям можно отправлять мелкие партии с помощью агентов авиакомпаний или просто экспедиторов. Это дороже и дольше, чем было раньше, но возможно.
Если доставляете через экспресс-операторов, попросите оформить такую отправку своих поставщиков. Если оформить доставку из страны отправления, цена будет ниже, чем если оформить из страны назначения.
Раньше товар прибывал в Москву уже через два-три дня с момента отгрузки.
Однако теперь большинство российских самолетов перестало летать из-за санкций и рисков ареста за рубежом.
Фактически остались лишь китайские авиалинии, и спрос на них возрос. Теперь на авиадоставку лучше закладывать 10–14 дней.
При этом авиадоставку нельзя рассматривать как альтернативу ж/д и автоперевозкам. Авиапуть скорее подходит для дорогих и небольших по размерам товаров: ювелирных украшений, электронных компонентов и пр. Мы не повезем самолетом, например, одежду – с учетом ее веса и объема цена условной пары брюк будет слишком высока.
В марте 2022-го прямое авиасообщение с Китаем временно прекратилось: товары, которые должны были отправить самолетом, везут фурами в Казахстан и уже там грузят на самолет.
Перед тем, как отправить самолетом, сравните цены во всех аэропортах.
Дело в том, что из некоторых аэропортов карго доставка из Китая в Россию будет стоить дешевле, даже если находятся они дальше.
Например, для фабрики в провинции Гуандун ближайший аэропорт – Гуанчжоу. Но зачастую дешевле довезти заказ до Пекина или до Шанхая и отправить оттуда. Да, вы потратите дополнительные время и деньги на транспортировку в Шанхай, но в итоге сэкономите 20–30%.
⛔️ Оформлять авиадоставку из ближайшего к китайскому заводу аэропорта.
✅ Сравнить цены во всех крупных аэропортах и довезти товар по земле до того, из которого авиадоставка будет дешевле.
Контейнерные
Контейнерные перевозки являются одним из наиболее эффективных и популярных способов транспортировки грузов в современном мире. Использование стандартных контейнеров позволяет значительно упростить процесс логистики, обеспечивая высокую безопасность и экономичность при перевозке товаров.
Стандартные размеры и конструкции контейнеров позволяют использовать их для перевозки различных видов грузов. Контейнеры могут быть загружены на корабли, поезда, грузовики и самолеты, что делает их универсальными для мультимодальных перевозок.
Контейнеры обеспечивают высокую степень защиты от внешних воздействий, таких как погодные условия, кражи и повреждения. Грузы внутри контейнеров надежно защищены во время транспортировки и хранения.
Благодаря контейнерам ускоряется процесс погрузки и разгрузки, их проще перемещать с одного вида транспорта на другой. Это сокращает время простоя и снижает затраты на ручную обработку грузов.
Контейнеры могут быть транспортированы по различным маршрутам, что позволяет выбрать наиболее экономичный и быстрый путь доставки. Это особенно важно для международных перевозок, где необходимо учитывать географические и политические факторы.
Контейнерные перевозки играют ключевую роль в глобальной торговле, обеспечивая эффективную и надежную транспортировку товаров по всему миру. Использование контейнеров позволяет предприятиям оптимизировать логистические процессы, снизить затраты и повысить безопасность и экологичность перевозок.
Правила транспортировки
Транспортировка грузов требует соблюдения множества правил и стандартов, обеспечивающих безопасность, сохранность и эффективность доставки. Эти правила касаются всех моментов логистики, от подготовки груза до его конечной доставки. Вот основные правила, которые необходимо учитывать при транспортировке груза.
Важно правильно подготовить груз. Нужна упаковка в соответствии с характеристиками и требованиями к сохранности. Необходимо убедиться, что груз правильно маркирован и снабжен всеми необходимыми документами, такими как накладные, сертификаты и таможенные декларации.
Также следует учитывать требования по безопасности. Требуется соблюдение всех норм и правил, касающихся транспортировки опасных грузов, таких как химические вещества, взрывчатые материалы и легковоспламеняющиеся жидкости. Для них предусмотрены специальные контейнеры, знаки и меры предосторожности, чтобы минимизировать риски для окружающей среды и людей.
Важным моментом является соблюдение условий хранения и транспортировки. Это особенно актуально для товаров, которые требуют определенного температурного режима, влажности или защиты от механических воздействий. Холодильные установки и специальные контейнеры помогают поддерживать оптимальные условия.
Транспортировка должна сопровождаться тщательным отслеживанием и контролем на всех этапах маршрута. Современные технологии, такие как системы GPS и программное обеспечение для управления логистикой, позволяют в режиме реального времени отслеживать местоположение груза и контролировать его состояние. Это обеспечивает прозрачность и своевременное информирование о ходе транспортировки.
Наконец, важно учитывать юридические и таможенные факторы. Международные перевозки требуют соблюдения множества нормативных актов, соглашений и стандартов. Таможенное оформление, лицензии и разрешения должны быть подготовлены и оформлены в соответствии с законодательством стран отправления и назначения.
Давайте теперь разберем, с чего начинается перевозка товара из Китая и выделим важные моменты:
- на что обратить внимание при выборе логистической компании;
- как обсудить с производителем упаковку товара;
- что учесть при расчете итоговой стоимости доставки;
- как заказывать в условиях нестабильных цен;
- как отправить груз из Китая;
- как доставить груз в Россию.
Как быстро доставить груз: выбрать крупную компанию
Многие иностранные компании перестали работать с Россией. Из крупных компаний остались китайские Sinokor, Huaxin, Jun An и российская Fesco. Плюс этих четырех компаний – наличие собственных ж/д составов, судов и соответственно, они могут быстро доставить партию в Россию.
Мелких логистических компаний гораздо больше, и при их выборе обращайте внимание на срок работы. Сейчас появилось много фирм, которые зарегистрировались месяц назад. Возможно, раньше они просто работали без регистрации, спросите сколько они реально работают.
Если же компания зарегистрирована 3-5 лет назад, это хороший знак. К тому же обычно такие организации предлагают большой перечень условий и способов доставки.
У меня были случаи, когда производитель не доставлял груз, потому что и он, и его логистическая компания оказывались подставными. Если планируете импортировать крупные партии, лучше заключать договор напрямую с Fesco.
Крупные перевозчики с большим уставным капиталом дорожат репутацией и могут урегулировать проблему и без суда. В противном случае на них будут числиться судебные обременения, и это увидят клиенты.
Многие думают, что товар застрахован по умолчанию, но это не так. Оформить страховку можно как у российских, так и у китайских страховых компаний. Страховка зависит от способа доставки товара из Китая, но как правило составляет один процент от стоимости товара, как для частных лиц, так и для юридических.
⛔️ Заказывать перевозку в Россию у небольшой молодой компании, которую рекомендует производитель.
✅ Заказывать перевозку у крупных поставщиков, которые на рынке уже несколько лет, и могут предложить несколько способов доставки.
Проговаривайте с производителем нюансы по упаковке
Важно согласовать заранее то, как именно будет упакован товар.
Но при заказе у китайских партнеров лучше себя обезопасить и побыть Капитаном Очевидность, уточнив: «А как вы собираетесь упаковывать наш товар?»
У нас был случай с российской компанией «Канцлер», сетью магазинов мужской одежды, для которой мы перевозили чемоданы. Китайские поставщики решили сэкономить и не проложили между чемоданами воздушно-пузырчатую пленку.
Речь идет о комплекте чемоданов: маленький вкладывается в большой; чтобы не повредить их, нужна пленка.
Фабрика либо по незнанию, либо сознательно пленку не положила, и часть чемоданов повредилась в пути.
Казалось бы, перевозка из Китая в Россию – это знакомая деятельность для поставщика чемоданов, и он должен прекрасно понимать, как упаковывать его чемоданы. Мы положились на это, не проговорили детали и потеряли деньги.
⛔️ Оставить упаковку на усмотрение производителя.
✅ Поработать с документами и заранее согласовать все нюансы упаковки: толщина картона, наличие паллеты и пр.
Итоговый объем груза будет больше фактического
Средний полезный объем 20-футового контейнера – 28 м³, а 40-футового – 67 м³.
Реальные объемы контейнеров больше, но часть пространства неизбежно отнимут пустоты между товаром и упаковка – это влияет на стоимость.
Как привезти этот груз из Китая? Длина каждого – около полутора метров.
Товар легкий, но объемный, и после упаковки партия заняла объем 1,7 кубометра. По тарифам перевозка однин кубометр стоит примерно 600 долл.
Умножаем на 1,7 и получаем 1 тыс. долл. за перевозку, то есть примерно 80 тыс. руб.
Перед тем как отправить груз из Китая, коробки со светильниками нужно хорошо упаковать: товар хрупкий и может испортиться от ударов и влаги. Еще порядка 40 долл. ушли на упаковку – 3,2 тыс. руб.
Таким образом, партия из 94 светильников обошлась примерно в 180 тыс. руб., а себестоимость одного светильника составила около 2 тыс. руб.
Мой клиент смог получить прибыль, так как светильники продавал по 6–8 тыс. руб.
Но в этой истории видно, как важно просчитывать стоимость доставки. Завод отгрузил товар по цене 1 тыс. руб. за штуку, а в России клиент получил товар по цене вдвое больше.
Но при заказе у китайских партнеров лучше себя обезопасить и побыть Капитаном Очевидность, уточнив: «А как вы собираетесь упаковывать наш товар?»
У нас был случай с российской компанией «Канцлер», сетью магазинов мужской одежды, для которой мы перевозили чемоданы. Китайские поставщики решили сэкономить и не проложили между чемоданами воздушно-пузырчатую пленку.
Речь идет о комплекте чемоданов: маленький вкладывается в большой; чтобы не повредить их, нужна пленка.
Фабрика либо по незнанию, либо сознательно пленку не положила, и часть чемоданов повредилась в пути.
Казалось бы, перевозка в Россию – это знакомая деятельность для поставщика чемоданов, и он должен прекрасно понимать, как упаковывать его чемоданы. Мы положились на это, не проговорили детали и потеряли деньги.
⛔️ Рассчитывать на то, что груз займет точно тот объем, который оговаривал поставщик.
✅ Учитывать, что пустоты отнимут часть объема, и заплатить придется больше, чем планировали.
Закладывайте повышение стоимости на 30–50%
В 2022-2024 годах цены на перевозки из Китая еженедельно скачут как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
В связи с колебаниями цен на перевозки дадим два совета:
- Закладывайте на перевозку 40-футового контейнера по железной дороге хотя бы 15 тыс. долл. при текущей стоимости в 9тыс. долл. Не факт, что цена будет такой высокой, но риски есть. Если понимаете, что даже при цене 15 тыс. долл. останетесь в выигрыше, груз можно везти.
- Отслеживайте стоимость альтернативных способов доставки, маршрутов и переподписывайте договоры с китайскими поставщиками. Например, в текущем контракте у вас есть условие FOB (Free on Board – «бесплатно до борта»): производитель должен доставить заказ до морского порта либо ж/д станции. Однако за неделю до окончания производства вы видите, что цена на морские перевозки резко выросла. Ничего страшного, просто попросите сменить условия с FOB на FCA (Free Carrier – «свободный перевозчик»): доставку груза до другой удобной вам точки.
⛔️ Закладывать на доставку плюс-минус ту сумму, которая актуальна при заказе товара.
✅ Учитывать, что перевозка может подорожать до 30–50% и не бояться менять способы доставки даже после заключения договора.
Готовьтесь к таможенному контролю
Таможенный контроль – важный этап международной перевозки. Это процесс проверки документов, осмотра груза и оценки соответствия таможенным требованиям страны назначения. Подготовка к таможенному контролю требует тщательного планирования и соблюдения ряда ключевых шагов.
Соберите заранее все необходимые документы:
- Таможенная декларация.
- Коммерческий инвойс (счет-фактура).
- Упаковочный лист.
- Сертификаты происхождения товара.
- Лицензии и разрешения (если требуется).
- Контракты и договоры с поставщиками.
Убедитесь, что все документы заполнены правильно и соответствуют требованиям таможенных органов. Ошибки в документах могут привести к задержкам или отказу в пропуске груза.
Точно укажите стоимость товара, включая стоимость доставки, страхования и других связанных расходов. Неправильное указание стоимости может привести к штрафам и дополнительным проверкам.
Убедитесь, что товар соответствует стандартам и требованиям страны, в которую он ввозится. Это может включать соблюдение санитарных, фитосанитарных и технических регламентов.
Работа с профессиональными таможенными брокерами может значительно упростить процесс и помочь избежать ошибок. Они помогут с оформлением документов и консультируют по всем вопросам.
⛔️ Собрать заранее все необходимые документы.
✅ Собрать все необходимые документы и проверить, что они заполнены правильно и соответствуют требованиям таможенных органов.
Платите китайским контрагентам в юанях
Платежи в долларах США могут вызвать множество проблем при работе с китайскими контрагентами. Одной из основных трудностей является высокий риск возврата платежей или их зависания на различных этапах обработки.
Это связано с тем, что международные транзакции в долларах часто проходят через банки-корреспонденты, которые могут наложить дополнительные проверки и задержки.
Эти задержки могут привести к значительным сбоям в деловых процессах и увеличению времени на получение товаров или услуг.
Читайте также: Как происходит оплата в Китай в юанях.
Использование китайской валюты, юаня (CNY), для расчетов с китайскими партнерами значительно упрощает процесс платежей. Банки-получатели и банки-корреспонденты в Китае принимают юани практически без ограничений.
Это уменьшает риск задержек и возвратов платежей, ускоряет обработку транзакций и повышает надежность расчетов.
Переход на оплату в юанях не только способствует более плавной и быстрой обработке платежей, но и укрепляет деловые отношения с китайскими партнерами, демонстрируя уважение к их национальной валюте и снижая валютные риски для обеих сторон.
⛔️ Платить китайским контрагентам в долларах США.
✅ Платить китайским контрагентам в юанях.
Проходите валютный контроль
Важно внимательно пройти процесс валютного контроля, чтобы обеспечить соблюдение всех необходимых нормативных требований и избежать потенциальных проблем. Валютный контроль включает проверку соблюдения правил, касающихся международных финансовых транзакций, и правильность оформления всех сопутствующих документов.
Процесс начинается с правильного оформления контрактов и счетов-фактур, которые должны содержать точные данные о товаре, его стоимости и условиях поставки. Эти документы необходимы для подтверждения легитимности финансовых операций и соответствия законодательству как страны экспортера, так и импортера.
Валютный контроль может потребовать дополнительных проверок и подтверждений, особенно при крупных транзакциях. Поэтому важно своевременно предоставить все требуемые документы и следить за их правильностью. Это позволит избежать задержек и дополнительных проверок, а также минимизировать риск возврата платежей или их зависания на различных этапах обработки.
Для упрощения процесса и обеспечения успешного прохождения валютного контроля можно воспользоваться услугами специализированных компаний, которые предоставляют полное сопровождение закупок, включая помощь в оформлении документов и взаимодействии с таможенными органами. Это позволит эффективно управлять процессом закупок, минимизировать риски и обеспечить бесперебойное поступление товаров из Китая.
[qsm quiz=22]
Решение проблем и самое важное
О том, как учесть решение каждой из проблем перевозки товара и обезопасить себя, читайте в сводной таблице.
Как учесть решения проблем с перевозками | |
---|---|
Решение | Как учесть |
Морем возить товары через Дальний Восток и Новороссийск | Избегать портов Европы: там товар отправят на досмотр, и вы потеряете время |
Из Европы возить европейскими, армянскими, казахстанскими фурами | Искать небольшие зарубежные компании на биржах грузоперевозок |
Из Китая возить по ж/д, в крайнем случае – морем | Отказываться от доставки фурой, даже если этот вариант кажется быстрее: на таможне фура застрянет в очереди |
Авиадоставкой отправлять товары через транзитные страны | Отправлять авиагрузы из Кореи и Японии через Китай, грузы из США и Европы – через Турцию и ОАЭ |
Отправлять образцы операторами экспресс-доставки | Использовать компании SF Express и EMS |
Самое важное из урока:
- Мультимодальные перевозки включают услуги по доставке до России морем, а дальше —поездом или фурой. Как правило, это самый долгий способ получить продукцию.
- При ж/д перевозках поезд идет по Транссибирской магистрали. Дешевле и быстрее будет сгрузить товар в одном из городов магистрали, а после доставить фурой.
- Автоперевозки подходят для небольших партий в сборном виде. Если товара много, лучше привезти его на поезде: фура обойдется дороже.
- Авиаперевозки — самый быстрый, но и самый дорогой способ. Он подходит небольшим, но дорогим изделиям: ювелирка, электроника и пр.
- Для перевозки выбирайте крупную компанию, которая давно на рынке.
- Проговаривайте с производителем нюансы по упаковке. По умолчанию товар упакуют ненадежно.
- Учитывайте, что итоговый объем будет больше фактического: часть места отнимут пустоты между товарами.
- Закладывайте повышение стоимости доставки на 30–50%.
- Меняйте условия уже после заключения договора с производителем, если найдете более выгодный вариант перевозки.
В следующих уроках мы обсудим таможенное оформление из Китая.